Рейтинг СМИ

Посетите рейтинг сайтов СМИ. В рейтинге учавствуют лучшие СМИ ресурсы.

Перейти на Рейтинг
Home » Новости

Модернизация умме нужна не менее, чем всей России

Вторник, 1 марта 2011
Метки: ,

Чем больше отечественные 70 с лишним “муфтия” (мировой рекорд перепроизводства!) спорят, занимаются подковёрными интригами и перетягиванием одеяла – тем больше поводов задуматься о рациональности самой екатерининской модели “Государство и Ислам через ДУМы”. Главное – о её соответствии современным условиям. Президент Медведев зовёт: “Россия, вперёд!”, осознана необходимость стратегической смены типа экономики с сырьевой на высокотехнологичную. А менталитет организаторов мусульман застрял где-то на грани 18 века.

Кто старое помянет – тому…

И всё-таки, вспомним: откуда зародились те самые отношения между мусульманами-обществом-государством, которые вкратце обозначаются “система ДУМ – Духовных управлений мусульман”? Корень – в Петре Первом, в его отношении к религии вообще, точнее говоря – в желании избавиться от традиций Древней Руси. Он сменил средневековую (католическую, православную) модель верховенства Церкви на заимствованную у протестантов систему формального разграничения, а в случае России – и подчинения! – религиозных институтов государству. В первую очередь он расправился с патриаршеством, учредил светский по сути Синод, который стал в ряд иных государственных департаментов. Церкви оставалось лишь в Символе веры провозглашать свою “соборность” – но ею сверху управлял сам император через своих чиновников. В отношении Ислама он применял исключительную карательную практику.

Так что честь применения к мусульманам государственно-религиозных отношений, созданных Петром, принадлежит не ему – а уже Екатерине Второй, которая полвека спустя осознала опасность для империи, исходящую от постоянных восстаний в исламской среде. Она была реалисткой и видела, что “далее так жить нельзя”. Невозможно постоянно заниматься репрессиями против покорённых, но всё-таки собственных же граждан. И в этих экстремальных условиях она применила, конечно же, не метод совещательности (шура), не созвала междлис (собрание) с участием мусульман, чтобы выслушать их мнения и советы – но учредила новый департамент по управлению мусульманскими подданными империи. За образец был взят придуманный Петром Синод. Не в деталях, конечно, а в принципе. Принцип прост и ясен: для подданных ДУМ состоит из этнических мусульман и возглавляется муфтием, а фактически управляется светской властью из Петербурга.

Так что, прав был Пушкин, прозревший этот замысел, когда писал “Медного всадника”: “На берегу пустынных волн Стоял он, ДУМ великих полн…” И таким образом укутанные в яркие шелка длинного императорского шлейфа, мусульмане Российской империи протянули до начала демократических перемен времён революции 1905-07 годов.

За всё ли стоит держаться в той “России, которую мы потеряли”?

И действительно: если отказаться от бездумного умиления перед прошлым и желания ритмично отмечать “юбилеи наших ДУМов, идущих от екатерининских времён” – что нам мешает ответить вызовам современности? Оглянитесь вокруг: мы уже не первый год живём в условиях стремительно меняющегося мира. Интернет-технологии и глобализация бросают новые вызовы. Государство, бизнес, наука, все системы и все слои общества… старые и молодые, люди всех наций и вероисповеданий… – все вынуждены быстро меняться. Стоящий на месте подобен стоящему на эскалаторе, летящему вниз – хочешь выжить, так надо взбегать!

Вот свежий пример из политики. Все заворожены тем, сколь стремительно меняется Арабский Восток. Закручивание гаек, к которому, как к уютной чашечке кофе, привыкли там сильные мира сего (и это показывают события на Ближнем Востоке и Северной Африке!) – уже не помогает, а только приводит… к обратному эффекту.

Наша умма живёт не в отдалённом Средневековье – а, извините, на той же самой планете. Но социальное обустройство мусульман, методы взаимодействия с обществом и государством – на пещерном уровне. Давайте посмотрим на ДУМы сквозь наш реальный опыт, в смешении терминов из иных областей – но столь нам близких, ведь все мы здесь живём, в одной стране.

ДУМ – Духовное управление создавалось по подобию средневековой православной Церкви, с её огромной корпорацией священников, подчинённых строгой субординации и замыкающейся на “совете директоров” и “президенте”. Налицо также и прямая аналогия с монополией – а именно, с контрольным пакетом… государства. Такая махина по-своему красива и величественна (по имперской эстетике), она даже кажется прочной, имеет большой административный ресурс, она “вхожа в высокие кабинеты” – но… вот загвоздка! – ей сложно вписаться в быстро меняющиеся условия, и её работа малоэффективна.

Почему так? Она имеет, как правило, жёсткое авторитарное управление. Управляет либо единолично “патриарх-муфтий” (аналог – “президент госмонополии”), либо частично делится полномочиями со своими приближёнными – тогда это “совет директоров”. Все остальные – только числятся, от них мало что зависит. Как правило – просто ничего не зависит!

И что же в итоге? Как на практике себя реализует эта “система”? Корпоративность и авторитаризм становятся непреодолимой преградой для простого народа, который смотрит на проходную духовного управления точно также, как и на проходную Газпрома или ЛУКОЙЛа, куда постороннему вход заказан.

Так что – чего удивляться, что молодёжь не воспринимает корпорацию ДУМ, дистанцировавшуюся от людей? Реализуемые ею молодёжные проекты, скажем дипломатично – малоэффективны, а скорее – просто не работают. По своей организации они не идут ни в какое сравнение с “проектами” радикалов в этой же молодёжной среде. Вот кто теперь умело увлекает молодёжь, как ту, что выросла в исламской среде, так и ту, что тянется к Исламу из иных этно-социальных групп.

Последние года полтора прокатилась дискуссия с призывом – объединять управления под одним ДУМ – прекрасно, ведь идея исламского единства одновременно укоренена в Коране, и востребована современным российским обществом! Но – согласитесь – всё помянутое выше говорит об одном: увы… это возврат в прошлые века. Вернусь к императиву Медведева и позволю себе пошутить ещё раз (как и в случае со стихами Пушкина про ДУМы на брегах Невы). Президент нам пинком указывает “Россия, вперёд!” – а мусульмане, получается, отвечают: “Да, да, конечно – вперёд! К матушке нашей, к императрице Екатерине!”

Хватит карикатурить умму! Нужно создавать новые модели, совершенствовать и реформировать уже имеющиеся.

А что о нас скажут?

Российские власти, как известно, помогают всем мусульманским структурам, вне зависимости от типа их образования. При этом, конечно, большим “муфтиятам-корпорациям” сейчас достаётся больше. Например, наиболее крупными получателями средств Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования и смежных с ним структур являются ЦДУМ, СМР и КЦМСК, каждая из которых получают от 80 до 100 млн. рублей в год. Но доходят ли эти деньги до приходов – поди проконтролируй…

Недавно появился ещё один игрок на том же поле и в том же формате – это РАИС. При всем неоднозначном к нему отношении, РАИС показал хороший пример того, что каждый может создать новую независимую структуру и объединиться с другими структурами, как говорится, в обход корпорации, по тем или иным соображениям: идейным, организационным, рабочим и прочим. Главное – действуй на принципах равноправия и демократичности. Потом занимайся общественно-полезной деятельностью в порядке приоритетности: создавай гимназию, как муфтий Хузин, организуй работу в мечети с молодёжью, как муфтий Рахимов. Последний, кстати, пользуется реальным уважением у молодого поколения пятигорских мусульман. Молодежь составляет 80% прихожан Пятигорской соборной мечети, расширением которой, равно как и созданием мусульманской инфраструктуры, имам Рахимов занимался с самого начала работы в столице Ставрополья.

Понятно, что появление нового игрока на уже тесно придавленном конкуренцией поле, само создание РАИС заставило задуматься о непростой ситуации в российском Исламе. Главное – оно показало, что не все согласны с предложенными “теориями объединения”, тем более с его методами, и тем более – со многими кадровыми предложениями. Кроме того, появление РАИС и её приход в московский регион худо-бедно запустили механизм здоровой конкуренции: когда одним поливанием грязью оппонента ничего не добьёшься, а нужно ещё и что-то делать, показывать какие-то результаты.

Как все знают, сейчас появилось множество независимых “муфтиятов”: в Поволжье их – 60, на Кавказе – 20. Спрашивается, ну что плохого в том, что они решили объединиться (при поддержке государства или без оной)? Ещё 7-10 “муфтиятов” в настоящее время находятся в состоянии переговоров о вступлении в РАИС. Почему ревнители “объединения по старинке” осуждают их? Мало места под Солнцем, мало дорожек в кабинеты начальников? А если уже завтра эту инициативу подхватят, но опять-таки – по нам неизвестному, новому сценарию? Возможно, кто-то – по примеру РАИС – захочет создать другие структуры. Что: приготовим для них… ушаты с грязью и станем их отбивать от общества, от уммы, от государства?

Модернизация России требует модернизации её Уммы

Мы живём в демократическом обществе и желаем блага своей стране, принимаем вектор модернизации – следовательно, должны относиться с пониманием к самым разным формам самоорганизации мусульман нашей страны. Пока речь шла исключительно о ДУМах – но ведь многие мусульмане, наученные горьким “думским анти-опытом”, социализировались в иных приемлемых юридически формах. В свободной России совершенно явно произошёл отток свободомыслящей и активной части уммы из-под ветхо-имперских крыльев ДУМов. Нельзя забывать о существовании общественных организаций, благотворительных фондов, издательств, даже коммерческих структур, которые будучи никак не связанными с ДУМами, вносят свой вклад в развитие российской уммы. Причём, есть немало сфер, где преуспевают именно они, а не ДУМы. Прежде всего – это всем видно – в издательском деле и в СМИ.

Мусульмане! Нам не нужно возвращаться в прошлые века, а нужна модернизация системы. Чем быстрее это будет сделано, тем полезнее для общества и государства, для нас самих, для обустройства наших детей – так как это позволит эффективно развивать умму. Эффективно работать с молодёжью, вести диалог с государством, иными конфессиями и гражданским обществом. Наконец – эффективно противостоять экстремистам, откуда бы они ни появлялись.

Может ли эффективно решать проблемы нашего дня система, сложенная 290 лет тому назад? Уж не отпраздновать ли, кстати, её юбилей? Ведь именно в 1721 год был учреждён Священный Синод – инструмент имперского регулирования религиозной общиной, с формальной декорацией из “митрополитов” (или “муфтиев” потом в Оренбурге-Уфе), с жёстким подчинением главе светской власти. Все наши Думы – через ЦДУМ – являются вариациями этой задумки Петра Первого. Не спорю – в те времена это была единственная реальная отдушина, возможно, все эти годы система была частично эффективна. Но уж не сейчас! Конечно, нельзя говорить, что потенциал ДУМов, несмотря на всю обветшалость их системы, до конца исчерпан. Однако куцые кадровые и организационные возможности многих муфтиятов сами за себя говорят о наличие застойных явлений.

Как же реально модернизировать умму? Вовсе не указывая, что мы обязаны копировать зарубежный опыт, всё-таки напомню, как действуют (эффективно действуют!) мусульмане в странах, куда они сравнительно недавно “понаехали тут” и где составляют религиозное меньшинство. В таких странах, как США, Швеция, Великобритания, Франция, Германия, где проживают крупные мусульманские общины, функционируют сотни мусульманских организаций и центров. Попытки поставить их под контроль практически не имеют места в этих странах. Единственным поводом давления на религиозные организации может быть только нарушение ими государственных законов. Для государства все религиозные организации имеют равный статус, одинакова оказываемая им государственная помощь. Например, в Швеции, где число мусульман составляет всего 370 тысяч человек, действует 150 различных мусульманских организаций, четыре начальные мусульманские школы, расходы на которые на 85% финансируются государством. С другой стороны, большое количество мусульманских организаций не мешает их объединению для совместных акций, примером чему являются те же президентские выборы в США, в которых мусульманские организации принимали самое активное участие.

Повторю: нам не указ ни Запад, ни Восток. У нас две реалии, которые надо творчески совместить для дела: это изначальные принципы Ислама и специфика России как многоукладной, многонациональной и полиэтничной страны с её также многоукладной уммой. Как это сделать, чтоб не повредить ни того, ни другого – ибо это великие ценности?

Вот наша задача на сегодня. Сложнейшая. Творческая. Но столь необходимая.

Россия, так вперёд же! Российская умма, не отставай! Инша Аллах.

Джаннат-Сергей Маркус,
Москва, февраль 2011

Источник: Ислам и мусульмане в России и в мире