Рейтинг СМИ

Посетите рейтинг сайтов СМИ. В рейтинге учавствуют лучшие СМИ ресурсы.

Перейти на Рейтинг
Home » Новости

Муфтий Татарстана: Отношения с арабскими странами развивать нужно

Четверг, 21 апреля 2011

Новости www.IslamNews.ru ¦   ∴     ∴     ∴     ∴      ∴

По итогам прошедших выборов муфтия Татарстана новым главой духовного управления мусульман республики на ближайшие четыре года стал Илдус Файзов, который после ухода в отставку экс-муфтия Гусмана Исхакова временно исполнял обязанности главы ДУМ.

Из 550 участников внеочередного съезда за его кандидатуру проголосовали 504 делегата, в связи с чем рассмотрения двух других кандидатур – Камиля Бикчантаева и Габдульхамида Зиннатуллина – попросту не потребовалось.

В преддверии выборов личность Илдуса Файзова стала предметом многочисленных домыслов и спекуляций. В частности, много говорилось о том, что в религиозной жизни Татарстана грядут изменения с упором на некий обособленный татарский вариант ислама, изолированный от остального мусульманского мира. Прояснить ситуацию ИА IslamNews попросило самого вновь избранного муфтия.

Прежде всего, позвольте поздравить Вас с избранием на должность муфтия Татарстана и пожелать успехов в деле духовного воспитания и просвещения жителей республики.

- Большое спасибо, очень приятно.

Расскажите, пожалуйста, чем вы видите свои первостепенные задачи на посту главы мусульман Татарстана?

- О задачах и планах Духовного управления по решению проблем мусульманской уммы Татарстана на ближайшие годы я говорил в своей предвыборной речи на курултае, а позже и на специально созванной пресс-конференции.

Во-первых, мы должны организовать идеологическую работу – упорядочить и привести в соответствие с Уставом Духовного управления работу всех мечетей и учебных заведений. Второе, мы должны выявлять и пресекать любые формы проявления религиозного экстремизма, ксенофобских настроений и исламофобии. Не менее важным вопросом является создание эффективно работающих мусульманских СМИ. Мы планируем открыть исламское радио, увеличить количество исламских программ на телевидении, в каждом мухтасибате организовать издание газеты. Особенное место будет занимать и работа в интернете, в социальных сетях. Также будет вестись разработка новой молодежной политики ДУМ РТ. В ближайшее время мы планируем начать аттестацию наших имамов и преподавателей мусульманских учебных заведений, займемся изучением работ дореволюционных татарских богословов, таких как Ш.Марджани, Р.Фахретдин, А.Ясави, М.Бигиев и др. Невозможно сегодня проповедовать ислам, не обращаясь к нашим традициям, к генетической памяти.

Что касается финансовой деятельности, хочу отметить, что работы в этом направлении очень много. Во-первых, основная задача ДУМ РТ – это решение финансовых и бытовых проблем имамов каждой мечети. Они должны заниматься духовной практикой, просветительской деятельностью, а не искать средства на покрытие расходов по ЖКХ.

Мы живем в светском обществе, где существуют законы, общие для всех, а также и для мусульман. Мы солидарны с государственной властью в создании толерантного общества и прививании взаимоуважения религий на территории республики, поэтому будем всячески поддерживать данный курс и вести с государственной властью конструктивный диалог.

Как вы оцениваете уровень российско-арабского сотрудничества в религиозной и образовательной сферах?

- Отношения с арабскими странами развивать нужно. Это касается не только финансово-экономических связей, но и религиозных и образовательных сфер. Единственное, с условием, что ребята, которые отучившись в арабской стране приезжают обратно в Россию, должны проходить адаптацию, работая помощниками имамов или под руководством опытного преподавателя или ректора медресе. Они должны адаптироваться, привыкнуть к нашим реалиям, к нашему обществу. Потому что, к сожалению, приезжая из арабских стран после очень длительного обучения, они под видом религиозных ценностей привозят к нам местные арабские традиции и обычаи. То есть начинают пропагандировать культуру и ценности арабского народа, и преподносят все это, как религиозные устои. Положительный опыт арабских стран, конечно, нужно использовать. К несчастью, иногда привносится и негатив, и нужно сделать все, чтобы этого избежать.

Как вы относитесь к тому, что первым арабским деятелем, получившим высокую российскую государственную награду из рук Президента России, стал именно исламский деятель – заместитель министра вакуфов и исламских дел Кувейта Адель аль-Фалях, награжденный орденом Дружбы?

- Если на высоком уровне политики награждают друг друга государственными наградами, то это уже о чем-то говорит. Первый президент Татарстана Минтимер Шарипович Шаймиев также был награжден королем Саудовской Аравии международной премией короля Фейсала за вклад в возрождение исламской культуры. Государственные деятели стараются построить взаимовыгодный диалог, и, я думаю, это достаточно положительная тенденция.

Одним из важнейших является вопрос развития исламского образования в России. Как вы считаете, можно ли подготовить настоящих исламских ученых, не прибегая к помощи мировых центров исламской науки и образования, таких как Аль-Азхар и другие?

- Я считаю, что начальное и среднее религиозное образование мы на сегодняшний день вполне можем обеспечить нашим студентам. Высших учебных заведений у нас только два: Российский исламский университет (РИУ) и Московский исламский университет (МИУ). После получения в России начального и среднего образования студентов уже можно отправлять за рубеж обмениваться опытом, повышать квалификацию, обучаться в магистратуре. Но неподготовленных молодых людей, я считаю, нецелесообразно отправлять за границу. Потому что то самое время, когда идет развитие, становление личности – 15-20 лет – они проводят в другой стране, социализируются в арабское общество, и в результате, после возвращения на родину, не могут адаптироваться к реалиям российского общества. Для того чтобы обучаться за рубежом, они должны быть изначально подготовлены.

В какой степени вы считаете ислам универсальной системой, и есть ли у ислама в Татарстане и в России в целом своя специфика?

- Ислам – это, безусловно, универсальная система, она может существовать и развиваться в любом обществе. У ислама в Татарстане и России в целом есть своя специфика, без этого никак.

Некорректно было бы употреблять такое понятие как татарский ислам, российский или арабский, турецкий. Но нужно отметить, что каждый народ имеет свои традиции, и это находит свое воплощение в одежде, культуре поведения, во взглядах и отношении к окружающему миру. Например, у арабов принято принимать пищу прямо на земле: они могут постелить накидку, и сидя на ней совершать трапезу. А мы привыкли сидеть за столом…

Насколько обоснованы опасения, связанные с выпускниками исламских учебных заведений арабских стран?

- Есть некоторые причины для опасений, конечно. Потому как эти ребята в расцвете своих лет уехали из родной страны. Мы же не можем знать, в чьи руки они там попали. Есть ребята, которые уже имеют свои устоявшиеся политические взгляды, которые «окрашены» в исламский цвет. Изучая религию, или, по крайней мере, полагая, что изучают её, они политизируются и, приезжая сюда, начинают выступать против устоев нашего общества, против нашей государственности, против наших морально-этических ценностей и норм, и хотят привить нам чужеродные взгляды.

Что нужно сделать для предотвращения радикализации студентов, обучающихся исламу в арабских странах?

- Давать начальное и среднее религиозное образование здесь, затем дать возможность поработать, чтобы привыкнуть к нашим реалиям. Предположим, в каком-то государстве хорошо развита медицина. Так чтобы её изучать, нужно вначале получить базовое образование в своей стране, и только потом ехать за границу углублять, совершенствовать свои познания. Медицина – очень тонкая, тончайшая наука, а ведь ислам – это ещё более тонкая материя.

И потом, можно ведь приглашать некоторых арабских ученых для повышения квалификации. У нас в МИУ и в РИУ уже сегодня начинают появляться достаточно много молодых людей, преподавателей, которые могут давать знания на высоком уровне. Я считаю, что нужно общаться с иностранными специалистами, обмениваться опытом. Но у нас, в свою очередь, уже вырастают и свои кадры.

Я сам, к примеру, изучал арабский язык здесь, в России. Этого достаточно, чтобы разговаривать и читать книги. Пользуясь возможностью краткосрочных языковых курсов можно подправить знания. А на долгосрочной основе выезжать для обучения, я считаю, не стоит.

Планируете ли вы посетить с визитом страны арабского мира?

- Если будут приглашения, и при возникновении необходимости налаживания контактов, заключения соглашений по делам хаджа, к примеру, то, конечно, будем посещать. И до этого я тоже общался с иностранными коллегами, надеюсь, это не прекратится. Ранее я посещал Катар, Иорданию, Саудовскую Аравию.

Беседовала Айгуль Ахмадуллина


Муфтий Татарстана: Отношения с арабскими странами развивать нужно

Источник: Ислам и мусульмане в России и в мире